Дорогие посетители нашего сайта! Предлагаем вашему вниманию интервью, проведенное христианским журналом “Благодать” (номера 7-8) с Людмилой Плетт во время её миссионерской поездки по Беларуси в 2006 году. Беседу вёл Николай Добрынин – член церкви “Благодать” (Союза ХВЕ) г. Минска
Имя Людмилы Плетт хорошо известно многим читателям нашего журнала. Достаточно назвать одну из написанных ею книг "Пробуждение начинается с меня", и вы услышите в ответ: "А, это та самая Плетт, которая была свидетелем духовного пробуждения в ЮАР? "
Сегодня Людмила Плетт возглавляет миссию "Живые воды", проводит евангелизационные служения и оказывает душепопечительскую помощь в различных церквах по всему миру. Во время своего посещения Беларуси Людмила Плетт любезно согласилась на интервью, которое мы предлагаем вниманию читателя, жаждущего духовного пробуждения в своей общине, городе и стране.
- Людмилу Плетт наши читатели знают как автора книг "Пробуждение начинается с меня". "Время начаться суду с дома Божьего", "Глас вопиющего в пустыне". Как бы Вы себя представили себя нашему читателю?
- Если говорить образно, то ослицей, подобной той, на которой Иисус въехал однажды в Иерусалим, или которую употребил Бог, чтобы сказать нечто пророку Валааму.
- Пятнадцать лет Вы провели в миссионерских поездках. В каких странах и церквах каких деноминаций Вам пршлось побывать? Какая поездка произвела на Вас самое сильное впечатление?
- В порядке служения я посетила США, Австралию, Южную Африку, Израиль, Францию, Швейцарию, Бельгию, Голландию, Румынию, Австрию, Украину, Молдавию, Латвию, Эстонию, Белоруссию, многократно - Россию, ну и, конечно же, многие города Германии, где живу последние 22 года. По роду своего служения мне приходится общаться с баптистами, пятидесятниками, харизматами, адвентистами, лютеранами, менонитами, методистами, православными, католиками, представителями "Церкви Божьей", "Братского объединения", пиэтистами (последние три широко распространены в нашей стране), а также представителями различных культов и сект, которые особенно остро нуждаются в душепопечительской помощи. Общения с ними происходят как в церквах, так и по международному душепопечительскому телефону, который установлен в офисе нашей миссии в Германии. На Ваш вопрос - какая поездка произвела на меня самое сильное впечатление? - ответить непросто. Каждая поездка производит сильное впечатление и на какое-то время вытесняет другие воспоминания. Вот теперь самым ярким впечатлением является то, что было пережито мной в последней миссионерской поездке по вашей стране. Она была необычайной, поскольку общение проходило на уровне руководителей Союзов ХВЕ и ЕХБ Белоруссии, а подобное за прошедшие годы я пережила только второй раз.
- Как можно охарактеризовать современное христианство Западной Европы? Есть ли какие-либо различия между христианскими церквами славянских стран и европейских?
- Современное христианство Западной Европы точно так же, как и почти все христианство земного шара, можно охарактеризовать как охладевшее и уснувшее, о чем предсказывал когда-то сам Иисус: "И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мтф. 24:12). Главным признаком этого охлаждения и духовного сна является постепенное, а потому не очень заметное, вхождение" мира в Церковь. Если же говорить о различиях, то они касаются в основном взаимоотношений христиан, форм проведения богослужений, подхода к толкованиям различных духовных вопросов, догматики и многих других особенностей, которые определяются культурой и традициями того или иного народа. Впрочем, это вполне объяснимо, поскольку каждый менталитет накладывает свой отпечаток на религиозную и духовную жизнь. Однако во время миссионерских поездок меня поражает другое различие: то, что я вижу в русскоговорящих христианах, эмигрировавших в разное время из бывшего СССР и других государств Восточного Блока в западные страны. Вот тут уж действительно прослеживается огромная пропасть: какими они были, и какими они стали. Невольно напрашивается вопрос: "Какое же духовное основание было в них когда-то заложено, раз оно так быстро поколебалось?" Как легко и поспешно перенимаются те новые формы, постулаты и "истины", которые в былые времена для этих Божьих детей были бы просто немыслимы! К слову сказать, эти новшества легко импортируются и прекрасно приживаются на землях наших славянских народов, изменяя людей настолько, что их бывает трудно узнать.
- Расхожим стало утверждение, что с развитием цивилизации трансформируется и грех человека. Можете ли Вы утверждать это на основании своего огромного опыта служении в ранге душепопечителя, и если да, то какие грехи более всего овладевают христианами на стыке веков?
- На мой взгляд, это повальное увлечение оккультизмом в самых разных его проявлениях, включая христиан (чаще по неведению), а также захлестывающая не только мир, но и Церковь волна сексуальных грехов. Что касается первой части вопроса, я не вижу большой трансформации греха в связи с развитием цивилизации. Обращает на себя внимание лишь широта охвата, изощренность и беззастенчивость проявлений греха, да еще то, что христиане в этом "прогрессе" успешно "соревнуются" с миром. Что же касается остальных грехов, то, выражаясь словами мудрого Екклесиаста: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Еккл. 1:9). Хотя при всем своем лукавстве и коварстве дьявол не выдумал ничего нового, дети Божии умудряются попадать в его ловушки и сети. Просто обидно! Неужели напрасно мы держим в руках Библию, которая о многом нас предостерегает? Кроме того, есть еще асnект, который виден каждому душепопечителю. Легковерность, поверхностность и духовная слепота верующих достигла огромных масштабов. Я бы назвала это трагедией современного христианства, по большей части, формального и поверхностного.
- В столичной церкви "Благодать" Вы говорили о лицемерии - проблеме, с которой Вы, воспитанная в христианской среде, открыто столкнулись лишь в 24 года. Лицемерие - это ведь не убийство и не воровство. Это такой грех, который, с одной стороны, вроде как есть, а с другой - как бы его и нет. Много ли людей обращаются к Вам, как к душепопечителю, желая избавиться от него раз и навсегда?
- Вы не совсем правильно меня поняли. В 24 года, сознавая свое лицемерие и разочаровавшись в христианах вообще, я решила уйти в мир, чтобы там соответствовать тем мыслям, которые старалась скрывать. С лицемерием же в среде верующих я впервые по-настоящему столкнулась уже в 18 лет после принятия водного крещения, когда, став членом церкви, начала участвовать в членских собраниях. Нередко я уходила с этих шумныx "разборок" буквально разбитой, не в силах понять, как можно вести такую раздвоенную жизнь: благочестивую - во время богослужений, и полную обид, вражды и разделений - вне церковного здания. Возможно, подобное знакомо и Вам, но тогда мне было очень трудно, ведь я была еще совсем неопытной и юной. Вы правы, говоря, что лицемерие -это не воровство и не убийство, которые быстро обнаруживаются. Такие грехи люди и сами осознают, чаще и быстрее в них раскаиваясь. С лицемерием же дело обстоит иначе. Это грех, который незаметно разлагает нас изнутри, превращая в духовных артистов и обманщиков. Помните, как Иисус предостерегал своих учеников от фарисейской закваски, которой являлось не что· иное, как "незаметное" лицемерие? Благословен человек, который, осознав в себе этот грех, начинает с ним борьбу, полагаясь при этом на помощь Господа. Правда, тех, кто осознает это зло в себе (как показывает душепопечительский опыт), не так уж много, особенно среди так называемых "благочестивых", христиан. Они предпочитают в упор не замечать своего лицемерия.
- По роду своего служения вам приходится часто иметь дело с чисто мужской аудиторией. Иногда она состоит сплошь из служителей самого высокого ранга. Как они реагируют на то, что их учит женщина? Не секрет, что во многих церквах слова женщины-служителя вызывают не то что непонимание, но даже открытое неприятие...
- Для меня это очень актуальный вопрос. С негативным отношением мужчин-служителей я встречаюсь постоянно. Ведь я вращаюсь в основном в славянских церквах, а во многих из них женщина за кафедрой - это табу. Честно сказать, если бы однажды, когда я в слезах умоляла Господа забрать у меня это служение, Он не сказал бы мне в сердце: "Вспомни Девору", я бы, наверное, уже давно его оставила. Не могу сказать, что мне приходится часто иметь дело с чисто мужской аудиторией. Пожалуй, 7-8 раз за прошедшие 17 лет, не больше. Причем "дерзаю" на подобное только в том случае, если они сами просят меня об этом. Что же касается служителей, как Вы говорите, самого высокого ранга, то таких встреч у меня было только три, за что я благодарна Богу, поскольку всегда иду к ним с таким чувством, будто меня "вызывают на ковер". Знаете, с годами я поняла: если братья чувствуют явное присутствие силы Божией, тогда они воспринимают меня спокойно, потому что видят перед собой уже не Людмилу Плетт, а Того, Кто говорит с ними через меня. Важно и то, в каком духе говорить. Если делать это в смирении сердца, то реакция у аудитории будет соответствующая. Разумеется, бывают и исключения из этого правила. Но я знаю одно: если Господь открывает для тебя дверь, Он входит в нее вместе с тобой, и тогда это уже не мое дело, а Божие. Тем не менее с открытым неприятием и даже явной враждебностью со стороны мужчин-служителей я знакома, но рассказывать об этом нет нужды. Порой только думаю: какую же все-таки Библию мы держим в руках? Не ту ли, в которой описано бесстрашие женщин, стоявших у креста и пришедших ко гробу, в то время как мужчины, их братья по вере, прятались за закрытьми дверями? Разве не женщина первой принесла весть о Христовом воскресении?! А сколько еще подобных примеров?! Или кроме слов: "жены в церкви да молчат" мы ничего больше из Писания почерпнуть не можем?
- В одном собрании Вы говорили о том, что Вам звонят люди из разных церквей и стран в надежде освободиться от греховного бремени. Почему они обращаются за помощью к Вам, а не к служителю своей общины?
- Такой же вопрос я бы хотела задать этим служителям. Что препятствует людям открыть свое сердце тому, кого они хорошо знают? Что полагает преграду между пасторами (лучше хотелось бы сказать "пастырями"), главной задачей которых, собственно, и является забота о пастве? Я не раз задавала обращающимся ко мне за помощью христианам этот вопрос и получала ответы, которые не хочу сейчас повторять, помня слова Священного Писания: "Обвинения на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях" (1 Тим. 5:19). Однако прошу у Господа мудрости отразить этот наболевший вопрос в одной из своих новых книг, которая будет называться "Душепопечительское служение". Скажу только, что всякий больной старается попасть на прием лишь к тому врачу, кому он верит и от которого надеется получить эффективную помощь.
-Людмиле Плетт долгое время приходилось сражаться со своим греховным "я". Есть ли у Вас универсальный тест для его явления и совет. как победить его?
- Такого теста и универсального рецепта у меня нет. Да их и не существует! Это мы, люди, - мастера все подгонять под один шаблон и выискивать панацею от всех болезней. Бог так не делает. С каждой личностью он трудится индивидуально, подбирая наилучшие "методы диагностики и лечения" ее духовных болезней. Но самое главное заключается в том, что Он никогда не делает ошибок, как это бывает, увы, у земных врачей. Что же касается некоторых советов по поводу борьбы и победы над грехом, то об этом можно прочитать в книге "Духовные болезни", а также в следующей, над которой я сейчас работаю, - "Когда плачет душа". Добавлю только, что наше горделивое "Я" является для нас богом, которому мы сознательно или неосознанно служим, нарушая тем самым первую из Десяти заповедей. Оно рождает и вскармливает целую плеяду пороков: обиды, зависть, ревность, тщеславие, самонадеянность, самомнение, самодовольство, самовосхваление и т. д. Эти пороки явно свидетельствуют окружающим о нашей гордости, которой Бог противится и которая рано или поздно приводит к духовному падению. Лучший путь к победе над "Я" - его распятие, точнее сораспятие со Христом, о чем хорошо говорится в Послании Римлянам.
- Ваше личное духовное пробуждение произошло в возрасте 38 лет. Это означает, что прошло 20 лет с момента, когда Вы осознали, что лицемерите перед Богом. Можно ли сказать, что все эти годы потеряны для полноценного служения Богу?
- Конечно же нет! Напротив, в какой-то степени именно благодаря им и совершается сейчас мое душепопечительское служение. Почему? Да потому что, пережив в духовных исканиях многое, я лучше могу теперь понять ищущие, духовно мятущиеся души, которые не находят радости и удовлетворения в своем номинальном христианстве. Кроме того, мы верим в удивительного Бога, Который сказал однажды пророку Иеремии: "Если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста" (Иер. 15:19). Господь силен даже ошибки и падения обращать нам во благо, если мы действительно всем сердцем ищем Его и позволяем Ему трудиться над нашей душой.
- Много людей в нашей стране ревнуют о духовном пробуждении. Среди христиан распространено и такое мнение: если президент и члены правительства были бы христианами, то многие проблемы, с которыми сталкиваются жители Беларуси, были бы разрешены. Есть ли у Вас аргументы "за" или "против" подобных утверждений?
- А разве распространение Благой вести во времена первоапостольской церкви было результатом деятельности христианского правительства?! Или ревность по Богу, стойкость и удивительное мужество первых христиан Рима объяснялись христианской верой императора Нерона? Как раз напротив! В запретах, преследованиях, притеснениях, гонениях, пытках и казнях, вызваны самообожествлением и настоящим безумием этого правителя, мужали духовно стойкие, верные и готовые на смерть дети Божии, с которыми мы сейчас не можем сравниться. В Германии и США сегодня у кормила власти находятся так называемые христианские правители, но ни о каком духовном пробуждении нет и речи! Если в наших церквах и каждой отдельной душе так и не произошло годами вымааливаемого у Бога пробуждения, в этом виновны только мы, христиане. Что нужно сделать, чтобы оно побыстрее началось? Господь давно дал Свой ответ на этот вопрос: "Если... смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их" (2 Пар. 7: 14). Так что не надо указывать пальцем на правителей и nравительство, а лучше давайте-ка обратим его в свою сторону. Ведь пробуждение начинается не с кого-то другого, а именно с тебя...
- Что сегодня происходит в русскоязычных и немецкоязычных протестантских церквах Германии? Кстати, в связи с проведением чемпионата мира по футболу в Германии открылись как передвижные церкви, так и публичные дома. К чему, на Ваш взгляд, на самом деле прилепились сердца потомков Мартина Лютера? На двери какого заведения (церкви, пивного бара, публичного дома) они бы с радостью читали список из 95 тезисов?
- В протестантских церквах Германии происходит то же самое, что и у вас. Они "воюют" со своими проблемами. А еще они воюют друг с другом. Это же вам, белорусам, похоже, тоже знакомо? Каждая церковь утверждает, что только с ней истинный Бог. Правда, немецко-говорящие церкви в этом не конкуренты русскоговорящим. Уж кто-кто, а последние в этом преуспели, особенно это касается славянских общин в США. По поводу второй части вопроса могу лишь сказать, что сердца потомков Мартина Лютера стремятся сейчас на футбольные поля и к экранам телевизоров. Причем в этом своем стремлении христиане забывают даже о Библии и богослужениях. Так что список из 95 тезисов можно было бы спокойно прибить на всех указанных вами дверях без исключения. Правда, в разгаре футбольных страстей на этих дверях их едва ли кто-то заметит.
- Расскажите вкратце о Ваших впечатлениях от посещения Беларуси. Что автор знаменитой в христианских кругах трилогии хотела бы пожелать христианам нашей страны?
- Ваша страна потрясает своим благосостоянием по сравнению с другими государствами бывшего Советского блока. Там для меня стало нормой слышать о том, что люди многими месяцами не получают пенcuи или зарплаты, а цены настолько высокие, что многое из того, что есть в магазинах, населению просто недоступно. Люди говорят, что повсюду царят коррупция, обман и несправедливость. Что отсутствие жилья и практически полное обнищание легло на них, как петля на шею... У вас в стране я ничего подобного не слышала. Может быть, это впечатление было обманчивым? Не знаю. Но в чем я никак не могла обмануться, так это во внешнем порядке, благоустройстве и красоте улиц, домов, мест отдыха (причем не только в Минске), обилии различных товаров в магазинах... Наверное, вы к этому так привыкли, что подобных вещей просто не замечаете. Думаю, у вас есть очень многое, за что от всего сердца нужно благодарить Господа. Но главное, конечно, не красота улиц, скверов и домов. Неизгладимое впечатление на меня произвели некоторые христиане, особенно из новообращенных. Их духовная жажда, открытость сердец и нелицемерная, поистине христианская любовь просто покоряли. Примечательно, что тaких вот прекрасных детей Божииx встречаешь в основном среди незаметных, простых членов церквей. Знакомство с ними оставляет неизгладимый след в сердце на долгие годы! Однако в вашей стране меня ожидал еще один сюрприз. Встречи с руководителями Центра вашего Союза ХВЕ, а также Союза ЕХБ были на редкость простыми и сердечными.
Что касается ответа на вторую часть вопроса, в которой Вы назвали меня автором знаменитой трилогии о пробуждении, то на это так и хочется спросить... Знаменитой?! Но чем? Крайне неоднозначными и противоречивыми мнениями и отзывами о ней?. Может быть, той нежеланной духовной "революцией", которую она совершила в христианскиx кругах, а также пробуждением многих душ, которое некоторых не устраивало?. Или занесением всех трех книг в списки запрещенной (или нежелательной) для христиан литературы?!.. Не удивляйтесь такой моей реакции. Нам об этом известно, потому что сотни читателей, проявляя ко мне сочувствие, доносят до нас эту горькую правду. Впрочем, оставим это. Ведь все мы дадим однажды пред Богом отчет только за себя. Вы спрашиваете, что бы я хотела пожелать христианам Белоруссии? Хочу пожелать в первую очередь единства, которое предшествовало когда-то дню Пятидесятницы, и великого духовного пробуждения! Того самого, которое может начаться с каждого из нас!
Беседовал Николай Добрынин